Матрица

Целостность сознания.

В 70-х годах уходящего века в Америке возникла методика, первоначальное название которой было «реберсинг».  Это слово можно перевести как «второе рождение». Разработкой методики занималась группа специалистов, куда входили не только психологи и психотерапевты, но и люди самых разных профессий, интересующиеся проблемами развития человека. Первой целью энтузиастов была поставлена задача, дать возможность человеку преодолеть последствия родовой травмы. Не физической, - она бывает не так часто, - а психологической, возникающей в результате того стресса, который ребенок получает при рождении, особенно в условиях современного родильного дома… В основу метода легла наука о дыхании.  Однако в процессе работы и накопления опыта оказалось, что природа стрессов и психических травм одинакова, поэтому при помощи техники дыхания можно работать с отрицательными явлениями в сфере человеческой деятельности. Со временем некоторые члены этой группы нашли иные способы и техники регуляции психической деятельности, отличавшиеся настолько, что возникли новые школы.

 

В момент эмоционального возбуждения в теле человека возникает напряжение, изменяя многие физиологические процессы. Если в такие моменты заострить внимание на дыхании, то можно заметить, что оно сильно отличается от того дыхания, которое присуще нам в момент покоя, то есть эмоциональное состояние жестко контролирует структуру дыхания, дыхание не свободно. Сами по себе чувства и эмоции это прекрасно, проблемы у людей возникают не из-за их появления, а от того, что мы стараемся не давать им выхода, пытаемся подавить их в себе. Никакие преграды не способны удержать наши чувства, они всегда найдут выход, и необходимо стараться сделать этот процесс более безопасным для человека и его окружающих. Обычно сталкиваясь с какой-либо жизненной ситуацией, большинство людей старается прежде всего дать ей оценку. И выбирает только черно-белые краски. Каждый раз, пытаясь разделить мир на доброе – злое, плохое – хорошее, правильное – неправильное, святое – грешное, человек в действительности дробит свое собственное сознание. Человек как бы проводит черту, отделяя часть, которую он принимает, считая ее правильной, хорошей, доброй, от части, которую пытается подавить, от которой старается отгородиться и избавиться, оценивая ее как неправильную, плохую, ненужную. В результате отвергнутая часть блокируется в сознании, не уничтожаясь образовавшейся при поляризации энергией, а затем покрывается энергетической оболочкой. И чем больше эмоциональной энергии будет вложено в это разделение, тем сильнее будет блокировка. В результате человек теряет возможность свободного доступа к этой части своего сознания, сознание становится суженым.

Что же происходит дальше?

1. Изначально цельное сознание человека оказывается разделенным, и этот процесс разделения продолжается день за днем, год за годом. Те чувства и состояния, которые человек когда-то не принял, от которых отказался, подавленные им эмоции только кажутся забытыми. На самом деле человек ничего и никогда не забывает – в его сознании храниться все, лишь многое блокируется.

2. Однажды что-либо подавив в сознании, человек потом всю жизнь вынужден тратить энергию на сохранение оболочки блока, причем со временем на это требуется все больше и больше энергии. В результате человек тратит энергию не на созидание, не на радость жизни, а на подавление собственного сознания.

3. При столкновении с ситуацией, которая уже имела место и была подавлена в сознании, заблокированная структура активизируется и подталкивает человека к определенному выбору, заставляя его реагировать на знакомые события совершенно конкретным образом. То есть человек лишается свободы выбора, она становиться ограниченной. И зачастую сводиться к единственному варианту. В результате подобного самоограничения во многих ситуациях реакция человека оказывается автоматической и бессознательной.

4. Все указанные структуры не являются абстракциями – они существуют и накапливаются в памяти, в психике человека. А поскольку тело и психика человека нераздельны, фактически память накапливается в самих клетках физического существа, и чем больше клетки насыщаются этой психической памятью, тем более затрудненным оказывается их нормальное функционирование. В результате развиваются болезни.

Картина вырисовывается довольно мрачная, но, по счастью, проблема разрешима.

Как защищаться от посторонних мыслей и стресса? Как очищать свои клетки от накапливающейся в них негативной энергии и индуцированной в том числе?

Необходимо учиться расслабляться. Что такое расслабление?

Это резкое снижение тонуса мускулатуры, направленное на восстановление психических сил. Расслабление может использоваться в качестве эффективной защиты от различного рода перегрузок. Оно помогает, благодаря физическому и духовному контролю, избегать внутреннего напряжения, того самого стресса, который изматывает нервы. Расслабление чрезвычайно полезно, как в физическом, так и в психическом плане. В отличие от сна или отдыха, расслабление не является естественной функцией организма, функцией, которая начинает работать инстинктивно, как только в ней возникает необходимость. Ей обучаются и ее применяют. Расслабиться, значит погрузить свое тело и сознание в состояние полного покоя. В период активности задействованы как ваше тело, так и Ваше сознание. Ваши мышцы и нервы подвержены нагрузкам, которых Вы не осознаете; Ваш мозг функционирует на полную мощность, процесс мышления не прерывается и Ваш интеллект работает на протяжении всего дня. Правильное расслабление должно усыплять любую психическую активность, то есть вызывать процесс полной релаксации. Когда ваше тело полностью расслаблено, у Вас появляется возможность успокоить сознание. В период расслабления мозговые волны функционируют медленнее: они приобретают ритм, который исследователи называют ритмом альфа. Его особенность заключается в том, что он оказывает благоприятное воздействие как на физическое, так и на психическое здоровье человека. Сначала Вам нужно научиться, правильно расслабляться, чтобы Вы смогли вновь обрести себя, то есть Вашу истинную сущность. Ту, которую Вы не увидите ни в одном зеркале и которая, между тем, является для Вас самым ценным другом, поскольку этот друг… ВЫ САМИ!

Джон Лилли в поисках сущности.

Американский ученый Джон Лилли известен нам своими трудами посвященными изучению дельфинов. Но мало кто знает, что Лилли – крупный нейрофизиолог, обогативший науку о мозге новыми методами исследования. Лилли получил чрезвычайно интересные научные данные, на которые до сих пор опираются, например, психологи, психиатры, не подозревая о том, что первым их открыл именно он. Дельфины – лишь одна из точек приложения неуемной энергии, творческой смекалки, изобретательности исследователя. Кроме того, Лилли интересен как философ, размышляющий над глобальными проблемами мироздания.

 

В годы второй мировой войны Джон участвовал в создании аппаратуры для исследования физиологического состояния военных летчиков в высотных полетах. Он разработал технику непрерывной записи параметров дыхания и артериального давления, и химического анализа вдыхаемого воздуха в условиях полета. Работа, весьма ценная для военной медицины, стала для Лилли неплохой экспериментальной школой. После войны он начал собственные исследования электрической активности мозга: освоил методику вживления тончайших электродов в мозг кошек, собак, обезьян, стараясь как можно меньше травмировать животных. Воздействуя током на различные мозговые структуры, он наблюдал изменения поведения. Большим научным достижением было обнаружение мозговых центров, ответственных у животных за чувства боли, страха, гнева, удовольствия. Давая обезьянам возможность самим включать и выключать сигнал, Лилли исследовал особенности поведения при стимуляции «положительных» и «отрицательных» зон мозга. Результатами экспериментов Лилли  на мозге заинтересовались не только ученые коллеги, но и совершенно неожиданно для молодого ученого разведывательные службы. ЦРУ, ФБР, армейская и военно-морская разведки пожелали заслушать отчет о его исследованиях. Джон был немало обеспокоен. Он ясно осознал: в его руках – ключ к управлению поведением человека. Добытые им знания могут быть использованы кому-то во вред! Он согласился представить разведслужбам всю требуемую информацию, но лишь при условии: ничего из переданных им материалов не должно быть засекречено! Условие было принято, и на сей раз все обошлось благополучно. Но и впоследствии спецслужбы не оставляли Лилли своим вниманием, - увы, ученый в современном мире не может быть совершенно свободен от общества.

 

Ванна и сущность.

Джона Лилли всегда отличала счастливая способность разрабатывать две или несколько научных проблем одновременно, причем каждую – тщательно и с полной отдачей. В ту пору он искал ответа на вопрос: насколько автономно наше сознание? Необходим ли для его работы приток сигналов извне или оно имеет свой собственный внутренний источник активности? Для ответа на этот вопрос требовалось полностью изолировать человека от всех внешних воздействий. Но как это сделать? Поместим человека в темное помещение, плотно закроем уши. В лабораторных условиях нетрудно выключить из игры чувства обоняния и вкуса. Но этого недостаточно. С реальностью нас прочно связывает чувство осязания: мы ощущаем телом поверхность, на которой сидим или лежим, сила тяжести влияет на динамику кровотока, на положение внутренних органов; действует вестибулярный анализатор, работают рецепторы температуры и влажности окружающей среды…  Как это устранить? Лилли  нашел красивое и остроумное решение. Он взял резервуар с водой и поместил его в темную звуконепроницаемую камеру. Температура воды +34 градуса ощущается как нейтральная – ни холодная, ни теплая, и тело в ней становится как бы невесомым. Исчезают перепады температуры и влажности, нейтрализуется сила гравитации. Лилли сконструировал специальную мягкую маску на лицо, дыхательная смесь подавалась через шланг. Пригодился его опыт с системами жизнеобеспечения. В результате – была создана уникальная экспериментальная установка, открывшая буквально новую эпоху в науке о человеческом сознании. Сегодня с «изоляционной ванной» хорошо знакомы психологи, физиологи, все, кто имеет отношение к подготовке пилотов и космонавтов, но им, как правило, невдомек, что впервые ее придумал и применил в 1954 году Джон Лилли. В роли испытуемого выступал сам Джон. Ответ на поставленный вопрос был получен быстро: сознание, по-видимому, относительно автономно. Отрезанное от внешнего мира, оно продолжает существовать, но только… в совершенно измененном виде. Именно это неожиданное открытие побудило Лилли продолжать исследования. И выяснялось следующее. По мере того как утрачивается ощущение тела, сознание раскрепощается, становится как бы независимым от своего «хозяина». И начинаются удивительные вещи. Возникают видения, напоминающие галлюцинации. Это могут быть знакомые образы, но часто – совершенно неожиданные, странные, причудливые. Слышатся различные звуки, голоса. Человека в «ванне» посещают творческие озарения. Ему удивительно легко думается, играючи устанавливаются связи между самыми отдаленными явлениями, понятиями; раскрепощается фантазия, открываются глубины памяти, подсознания…. Ум ясен, восприятия отчетливы, надолго врезаются в память.   

 

Источник: журнал «Наука и религия» номер 4, 1990 г

 

©2010-2011г. «Матрица» 

/ www.matrix-biysk.narod2.ru /

Все права защищены законом. Использование материалов сайта допускается только после согласования. По всем вопросам обращаться на E-mail: matrix.biysk@yandex.ru


©matrix-biysk

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz